21.10.2013
БЛОК 1 |
10.00-12.15 |
| |
Законопроект «О государственном стратегическом планировании» будет рассмотрен в пленарных докладах с позиций законодателя, трех федеральных министерств, субъекта федерации, муниципального образования, отрасли. Кроме того, будет освещен опыт планирования в рамках Европейского Союза.
|
| О системе государственного планирования Санкт-Петербурга |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| Приветствие |
|
, |
|
| Приветствие |
|
, |
|
| Законодательное обеспечение единой системы стратегического планирования в Российской Федерации |
|
, |
|
| Участие госмонополий в государственном стратегическом планировании и увязке отраслевых стратегий развития со стратегиями развития Российской Федерации и регионов (на примере РЖД) |
|
, |
|
| Европейская региональная и городская политика: стратегическое планирование |
|
, |
|
| Основы системы стратегического планирования: совмещение масштабов для регионального развития |
|
, |
|
| Ключевые задачи развития крупного города в системе государственного стратегического планирования (предложения на основе опыта Ростова-на-Дону) |
|
, |
|
| Приветствие |
|
, |
|
| Приветствие |
|
, |
|
| Координация процессов планирования группы стран (пример СЕМАТ) |
|
, |
|
| Стратегирование как ключевой элемент архитектуры управления развитием |
|
, |
|
БЛОК 2 |
12.30-14.00 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации, МЦСЭИ "Леонтьевский центр" |
VI международный круглый стол Форума традиционно станет площадкой для обсуждения международных аспектов актуальных вопросов регионального развития. В рамках круглого стола пройдет дискуссия с участием экспертов и представителей национальных, европейских и международных организаций: СЕМАТ Совета Европы, Ассамблеи европейских регионов, Ассоциации приграничных европейских регионов, Организации экономического сотрудничества и развития и др.
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Туризм и региональное развитие |
|
, |
|
| Создание условий для развития стратегии «зеленой экономики» регионов |
|
, |
|
| Достижение наилучших результатов в области земельного управления; роль государства |
|
, |
|
| Возможности применения Европейской ландшафтной конвенции на региональном уровне |
|
, |
|
| Европейская ландшафтная конвенция: cтратегическое планирование для улучшения качества жизни |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Ландшафтная политика: наши надежды и предложения |
|
, |
|
| |
|
, |
|
12.30-14.00 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министрество экономического развития России |
Необходимость разработки федерального закона «О государственном стратегическом планировании» неоднократно отмечалась субъектами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Во многом это связано с тем, что действующие нормативные акты в сфере государственного прогнозирования и планирования устарели, нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс и полномочия органов государственной власти не согласованы между собой, а накопившийся опыт стратегического планирования на уровне Федерации, регионов и городов нуждается в формализации и законодательном регулировании. В этой связи разработка и принятие Законопроекта рассматривается как значительный шаг в построении системы стратегического планирования Российской Федерации.
|
| Региональные аспекты проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» |
|
, |
Модератор : , |
|
| Проблемы правового регулирования муниципального аспекта стратегического планирования в законопроекте о государственном стратегическом планировании |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Проект федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в контексте планирования социально-экономического развития |
|
, |
|
| Стратегия развития субъекта Российской Федерации – ключевой элемент системы стратегического планирования на региональном уровне |
|
, |
|
| Опыт формирования и функционирования систем стратегического планирования в государствах-членах Таможенного союза и Единого экономического пространства и иных стран на Евразийской территории: региональный аспект |
|
, |
|
| Региональные аспекты федерального закона «О государственном стратегическом планировании» |
|
, |
|
| Подходы к совершенствованию системы территориального планирования в Российской Федерации |
|
, |
|
12.45-14.15 |
| Организаторы : Союз архитекторов России, ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА", Институт территориального планирования «Урбаника» |
Круглый стол, на примере опыта российских компаний, в частности, Института территориального планирования «УРБАНИКА» и Рейтингового агентства «Эксперт РА», призван обсудить проблемы, подходы и критерии оценки городов через различные рейтинги и достичь согласия с органам государственной и муниципальной власти о совместных усилиях по мониторингу показателей городского развития в условиях несовершенства государственной статистики.
|
| Методология разработки интегральных рейтингов |
|
, |
|
| О рейтинге инвестиционной активности и привлекательности муниципальных образований и повышении эффективности их деятельности по увеличению налогооблагаемой базы муниципалитетов |
|
, |
|
| Рейтингование городов России, перспективы и ограничения |
|
, |
|
| |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| Интегральный рейтинг крупнейших городов России |
|
, |
|
| |
|
, |
|
12.30-14.00 |
| Организаторы : Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
Государственные программы как инструмент в системе стратегического планирования Российской Федерации только входят в практику государственного управления.Процесс их формирования на еще не завершен, однако опыт, накопленный в процессе их подготовки, позволяет оценить успех и сложности внедрения госпрограмм на региональном и муниципальном уровне.Основными проблемными вопросами остаются: синхронизация региональных целевых, государственных и муниципальных программ; обеспечение межведомственного и межуровневого взаимодействия; проблема соотнесения параметров госпрограмм и бюджетного финансирования. Целью круглого стола является обзор лучших практик по внедрению механизмов выстраивания системы государственных программ разного уровня, определение наиболее перспективной модели, которая может быть масштабирована в различных регионах Российской Федерации.
Модератор : , |
|
| Опыт внедрения и реализации государственных программ Ленинградской области |
|
, |
|
| Внедрение государственных программ и переход к программному бюджету: опыт Удмуртской Республики |
|
, |
|
| Автоматизированные информационные системы мониторинга реализации госпрограмм |
|
, |
|
| Опыт внедрения и реализации государственных программ Республики Коми |
|
, |
|
| Проблемы формирования программного бюджета |
|
, |
|
| Методология разработки государственных программ на федеральном и региональном уровнях: новации и перспективы |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Программно-целевой метод бюджетного планирования: опыт Республики Саха (Якутия) |
|
, |
|
| Региональный подход к оценке эффективности государственных программ |
|
, |
|
| Государственные программы в системе стратегического планирования Ленинградской области |
|
, |
|
| Опыт Хабаровского края по внедрению системы стратегического управления регионом на основе государственных программ |
|
, |
|
| Приоритеты государственной политики в сфере разработки и реализации государственных программ Российской Федерации |
|
, |
|
| Мониторинг, анализ и оценка эффективности государственных (муниципальных) программ |
|
, |
|
12.30-14.00 |
| Организаторы : ФГБУ "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" |
Сегодня в России существует множество документов, относящихся к сфере стратегического управления, однако они не образуют взаимоувязанную систему ни с точки зрения приоритетов, ни с точки зрения конкретной реализации. В ходе панельной дискуссии предполагается обсудить подходы к решению этих
проблем на основе: опыта мониторинга планов деятельности федеральных ведомств, осуществляемого Аналитическим центром; созданной в Ярославской области и успешно функционирующей системы
стратегического управления региона (ССУР);опыта других субъектов Российской Федерации. Кроме того, будут представлены результаты экспресс-аудита субъектов Российской Федерации по вопросам стратегического управления, выявлены системные проблемы и лучшие достижения, имеющиеся на данный момент.
|
| Проблематика достижения долгосрочных стратегических целей в регионе (опыт еще одного года) |
|
, |
|
| Система стратегического управления как ключевой управленческий фактор устойчивого развития региона |
|
, |
Модератор : , |
|
| Федеральные приоритеты и контроль их реализации: возможности и ограничения |
|
, |
|
| Совершенствование управления развитием страны с учетом муниципального уровня (о системе управления реализацией стратегии Самары) |
|
, |
|
| Стратегический подход к управлению недвижимым имуществом на региональном уровне |
|
, |
|
| Информационное обеспечение системы государственного стратегического планирования Российской Федерации |
|
, |
|
| |
|
, |
|
12.30-14.00 |
| Организаторы : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Международная лаборатория теории рынков и пространственной экономики), МЦСЭИ "Леонтьевский центр" |
Главной задачей круглого стола является изучение зарубежного и российского опыта исследований, моделирования и проектирования развития современных мегаполисов. Предлагается заслушать и обсудить доклады российских и зарубежных коллег о проектах в Париже, Москве, СПб и других крупнейших городах (как России, так и за рубежом). Планируется также рассмотреть опыт реализации крупных транспортных и инфраструктурных проектов, которые могут оказать существенное долгосрочное влияние на социально-экономическое развитие мегаполисов.
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Большой Париж |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Большой Париж: городской контекст и влияние проекта нового метро |
|
, |
|
| Проект нового Большого Парижа |
|
, |
Модератор : , |
|
БЛОК 3 |
15.00-17.00 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации, ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт "РА", Институт регионов |
В ближайшее время будет окончательно принят федеральный закон о
государственном стратегическом планировании в Российской Федерации, который задаст
нормативные рамки для всех документов стратегического характера в субъектах Российской
Федерации. В связи с этим ожидается пересмотр большей части стратегий социально-
экономического развития регионов.
Данные обстоятельства, наряду с изменением общеэкономической ситуации в
регионах и повышением ответственности региональных органов власти за экономический
рост, вынуждают усилить контроль за качеством документов стратегического планирования.
В связи с этим необходимо создание системы качественной оценки таких документов,
методологические основы которой предлагается обсудить на круглом столе с привлечением
ведущих экспертов в сфере стратегического планирования.
Цель круглого стола: выработать наиболее объективный и методологически
обоснованный подход к оценке и рейтингованию стратегий социально-экономического
развития регионов России.
Основной темой круглого стола является обсуждение методологии оценки качества
стратегий социально-экономического развития регионов
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
15.00-17.00 |
| Организаторы : Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Совет государств Балтийского моря |
Инновационные сети и кластеры «зеленых технологий» - это первый круглый стол в рамках ЗЕЛЕНОГО ДНЯ ФОРУМА, который проводится совместно с Секретариатом по устойчивому развитию Совета Государств Балтийского Моря. На круглом столе будут представлены флаг-проекты и регионы-лидеры территориальных кластеров устойчивого развития (Sustainable Urban Development - SUD) и кластеры чистых технологий (Clean tech) стран Северной Европы и Северо-Запада России.
|
| Порт Усть-Луга: стратегия формирования кластеров устойчивого развития |
|
, |
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Городское развитие: планы на будущее |
|
, |
|
| Флаг-проект Effect Совета Государств Балтийского Моря |
|
, |
|
| Создание экотехнологических кластеров как способ преодоления противоречий между экономикой и экологией |
|
, |
|
| Создание экотехнологических кластеров как способ преодоления противоречий между экономикой и экологией |
|
, |
|
| Совет Министров Северных стран Информационное бюро в Санкт-Петербурге |
|
, |
|
| Потенциал альтернативной энергетики на Северо-Западе России – примеры проектов и технологий |
|
, |
|
| Регион Оресунд – лидер устойчивого развития |
|
, |
|
| Создание умного экогорода: роль бизнеса |
|
, |
|
| Создание умного экогорода: роль бизнеса |
|
, |
|
| Экомаркировка как инновационный инструмент экологизации экономики |
|
, |
|
| Создание экотехнологических кластеров как способ преодоления противоречий между экономикой и экологией |
|
, |
|
15.00-17.00 |
| Организаторы : Фонд "Центр стратегических разработок", Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
С возрастающей ролью Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике увеличивается и значимость Дальнего Востока и Забайкалья как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества. Учитывая текущие траектории развития Дальнего Востока и Забайкалья с одной стороны и АТР – с другой, необходимо повышенное внимание государства к геополитическим, стратегическим, экономическим и демографическим проблемам макрорегиона. Реализация политики встраивания Дальнего Востока и Забайкалья в общий процесс и динамику развития АТР требуют немедленного стимулирования экономического и демографического развития, технической и технологической модернизации производства, кардинального улучшения инвестиционного климата, освоения новых, в том числе уникальных рекреационных ресурсов. Ключевым инструментом при реализации такой политики является стратегическое планирование развития отраслей и территорий Дальнего Востока и Забайкалья на
государственном уровне, являющееся предметом обсуждения данного круглого стола.
|
| Стратегия Забайкальского края - 2030: от "точек роста" к пространству развития |
|
, |
|
| Опыт стратегического планирования в регионах Дальнего Востока и Байкальского региона |
|
, |
Модератор : , |
|
| Государственная программа Дальний Восток и Байкальский регион: проблема целеполагания, механизмов реализации, нехватки ресурсов? |
|
, |
|
| Развитие инфраструктуры Дальнего Востока как базовое условие повышение инвестиционного потенциала региона |
|
, |
|
15.00-17.00 |
| Организаторы : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации |
Экспертная панель будет посвящена рассмотрению ключевых вопросов выстраивания эффективной системы управления реализацией стратегий социально-экономического развития регионов России (далее – Стратегии). В обсуждении актуальной на сегодняшний день темы в условиях необходимости совершенствования модели государственного управления реализацией стратегий социально-экономического развития регионов примут участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, ведущие российские и зарубежные эксперты. В ходе обсуждения будут затронуты проблемы реальной практики реализации документов стратегического развития.
Основное внимание будет уделено анализу действующих инструментов и поиску новых подходов к формированию механизмов управления реализацией Стратегий в связи с глобальными изменениями в российском законодательстве. Эксперты и представители власти ответят на вопрос, какие сложности возникают в регионах при реализации Стратегий в увязке с разработкой государственных региональных и муниципальных программ, формированием программного бюджета, мониторингом целевых показателей, разработкой нормативной правовой и методической базы и будут также обозначены ключевые направления поиска эффективных путей решения существующих проблем в стратегическом планировании.
В ходе выступлений будут презентованы лучшие отечественные и зарубежные практики реализации Стратегий.
|
| Опыт формирования системы оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти (на примере Республики Башкортостан) |
|
, |
|
| Ситуационный мониторинг – эффективный инструмент управления реализацией Стратегий регионального развития |
|
, |
|
| Мониторинг реализации: стратегии и инструменты |
|
, |
|
| Создание системы управления реализацией стратегии для целей развития региона |
|
, |
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Стратегия социально-экономического развития до 2030 года |
|
, |
|
| Ключевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации |
|
, |
|
| Информационное сопровождение стратегического планирования: прогнозирование, координация, мониторинг |
|
, |
|
15.00-17.00 |
| Организаторы : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Министерство экономического развития Российской Федерации |
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. выделяет в качестве одного из важнейших аспектов эффективного развития национальной инновационной системы координацию федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов. С учетом того, что инновационный рост отечественной экономики в значительной степени будет осуществляться при условии
развития полюсов инновационного роста, локализованных в субъектах РФ, важнейшим элементом системы стратегического планирования данной сферы становятся региональные стратегии инновационного развития или разделы по стимулированию инноваций в региональных стратегиях социально-экономического развития.
|
| Образование как драйвер регионального развития: ожидания и сомнения |
|
, |
|
| Основные принципы разработки стратегии инновационного развития субъекта РФ |
|
, |
|
| Кластерная Политика в Системе Стратегического Планирования Социально- Экономического и Инновационного Развития Региона |
|
, |
Модератор : , |
|
| Вступительное Cлово |
|
, |
|
| Инновационная система Томской области |
|
, |
|
| Развитие инновационной инфраструктуры региона. Методология и практика |
|
, |
|
| "Трансферный мост" как связующее звено инновационного развития |
|
, |
|
БЛОК 4 |
17.15-19.15 |
| Организаторы : AV Group, Экспертный совет "Потенциал России" |
Фокус международного развития сосредоточен в глобальных конкурентоспособных полюсах роста, о чем свидетельствует исследование AV Group (AV Regions Competition Index). Индекс конкуренции региона (AV RCI) – комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территории конкурировать за ресурсы и рынки сбыта. Индекс конкуренции региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции, т.е. оценивает индикаторы, отражающие результаты межрегиональной конкуренции. Данное исследование акцентирует внимание на необходимости приоритезации региональной политики России. Несколько регионов – лидеров по конкурентоспособности («полюсов роста») предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод доказан как в отечественной практике, так и на примере глобальных развитых и развивающихся экономик)
|
| |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Смарт-сити Казань |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Индекс конкуренции регионов – полюса роста России (AV RCI) |
|
, |
|
17.15-19.15 |
| Организаторы : Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Муниципалитет Лиллехаммера |
Инструменты и стратегии перехода к «зеленой экономике» - это второй круглый стол в рамках ЗЕЛЕНОГО ДНЯ ФОРУМА, который будет проводиться совместно с норвежскими партнерами и представит лучшие практики разработки и управления стратегиями устойчивого/зеленого развития городов и регионов.
|
| Проект "САГА о городе. Потенциал развития общественных пространств Санкт- Петербурга" |
|
, |
|
| Вызов XXI века: города для людей |
|
, |
|
| Зеленая перезагрузка муниципалитета Миддельфарт |
|
, |
|
| Система добровольной сертификации «Оценка экоустойчивости среды обитания САР-СПЗС» |
|
, |
|
| Экогород Агустэнборг: успешная реализация стратегии устойчивого планирования |
|
, |
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Олимпийские игры как драйвер устойчивого регионального развития |
|
, |
|
| Стратегии улучшения доступа к рекреационным зонам |
|
, |
|
| Муниципальные стратегии и руководство к устойчивому развитию |
|
, |
|
| Стратегия устойчивого развития региона Кюменлааксо |
|
, |
|
17.15-19.15 |
| Организаторы : МЦСЭИ "Леонтьевский центр" |
|
17.15-19.15 |
| Организаторы : Министерство экономического развития Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», Центр экономических проектов |
|
17.15-19.15 |
| Организаторы : Министерство экономического развития Российской Федерации, Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) |
Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года ставит задачу перехода к комплексному планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны, выделяя их в отдельный единый объект государственного управления, что предусматривает разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов РФ и программ развития приморских муниципальных образований.
|
| Научное обеспечение сбалансированного планирования хозяйственной деятельности на уникальных морских береговых ландшафтах и предложение по его использованию на примере Азово-Черноморского побережья |
|
, |
|
| Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта РФ |
|
, |
|
| Предложения по формированию системы управления морским побережьем Калининградской области |
|
, |
Модератор : , |
|
| Стратегическое планирование развития Арктической зоны Российской Федерации |
|
, |
|
| Морехозяйственный комплекс в системе государственного стратегического планирования на региональном уровне (на примере Мурманской области) |
|
, |
Модератор : , |
|
| К вопросу оценки эффективности комплексного управления социо-экологической обстановкой на приморских территориях |
|
, |
|
| Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта РФ |
|
, |
|
22.10.2013
БЛОК 5 |
09.30-11.30 |
| |
Основная тема второго пленарного заседания – взаимоувязка стратегического и пространственного планирования применительно к сложным многополюсным территориальным системам. Большое внимание будет уделено городским агломерациям как точкам роста современной экономики. Причем речь пойдет уже о координации и согласованном одновременно планировании нескольких крупногородских агломераций, например, «кольца» городских агломераций Центрального макрорегиона и «треугольника» агломераций Республики Татарстан. Современный зарубежный опыт будет представлен на примере проекта Большого Парижа.
|
| Суперрегионы как новая карта многополярного развития |
|
, |
|
| Многополярное развитие и городские агломерации |
|
, |
|
| Эффективность инвестиций в транспортную инфраструктуру |
|
, |
|
| Большой Париж |
|
, |
Модератор : , |
|
| Стратегическое развитие Республики Татарстан: точки роста и приоритетные проекты |
|
, |
|
| Развитие кольца агломераций центрального макрорегиона России |
|
, |
|
| Стратегия развития Самары как ядра агломерации |
|
, |
|
| Города для людей XXI века |
|
, |
|
БЛОК 6 |
11.45-13.30 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации |
Городские агломерации в современной постиндустриальной экономике являются основными центрами экономической деятельности. Современные городские агломерации выходят за рамки существующих административных образований, они требуют применения особых механизмов регулирования и управления, специальных процедур согласования. В Российской Федерации агломерации как объект развития находятся вне сферы государственного и муниципального управления, а в правовом поле отсутствует само понятие «агломерация» («городская агломерация»). Вместе с тем, вполне очевидна необходимость упорядочивания агломерационного развития и ввод его в сферу действия государственного и муниципального управления. В рамках круглого стола предлагается предметно обсудить сценарии изменения правового поля в Российской Федерации, в том числе с рассмотрением опыта зарубежных стран.
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Территориальное планирование агломерации – фундамент стратегического планирования |
|
, |
|
| О развитии агломерации «Томск - Северск - Томский район» |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Агломерационный ресурс Финского залива |
|
, |
|
| Новосибирская агломерация |
|
, |
|
| Территориальное общественное самоуправление как стратегический партнер региональной власти в России |
|
, |
|
11.45-13.30 |
| Организаторы : VASAB, Министерство регионального развития Российской Федерации, МЦСЭИ "Леонтьевский центр" |
Проблема исчезновения сел и деревень, культурного обустройства сельских территорий, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями – все эти вопросы требуют оперативного разрешения для обеспечения благополучия жителей этих территорий. В этой связи одной из наиболее важных задач, стоящих перед странами и регионами Балтийского моря (и в особенности России) является формирование устойчивого сбалансированного партнерства города и села как составной части стратегии и политики регионального развития.
Круглый стол «Устойчивое развитие сельских и городских территорий: опыт в регионе Балтийского моря» сфокусируется на стратегиях, моделях и инструментах формирования устойчивого партнерства между городом и селом, которые должны стать основополагающим звеном формирования новой стратегии сельско-городского территориального планирования, основанной на устойчивом развитии. Необходимым условием достижения этой задачи является обмен знаниями и опытом формирования успешных сельско-городских партнерств в регионе Балтийского моря, а также практиками внедрения современных технологий, нацеленных на:
ресурсосбережение и эко-инновации (возобновляемые источники энергии, такие как биогаз, солнечные и ветровые панели; вертикальные сады и зеленые крыши; современные технологии в области эффективного природопользования)
повышение сельско-городской мобильности через создание сети веломаршрутов
продвижение сельского аграрного и экологического туризма
сокращение расстояние от мест производства продуктов до места их потребления, путем поддержки местного фермерства
развитие экопоселений как одного из социально-экономических направлений устойчивого развития сельских и городских территорий
популяризацию сельского образа жизни, за счет вовлечения городского населения
|
| Зеленые крыши Скандинавии и городское земледелие |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Проект Ecovillages: экопоселения для устойчивого развития сельских территорий |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Укрепление сельско-городского партнерства в регионе Балтийского моря - опыт Совета государств Балтийского моря |
|
, |
|
| Зеленые города и поселения: устойчивое пространственное развитие приграничных территорий |
|
, |
|
| Вступительное слово |
|
, |
Модератор : , |
|
| Развитие отдаленных регионов на основе разработки трансграничного туристского маршрута Via Hanseatica, опираясь на местные ресурсы |
|
, |
|
| Усадьба Марьино: роль бизнеса в возрождении сельских территорий и развитии креативных кластеров |
|
, |
|
| Зеленая перезагрузка муниципалитета Миддельфарт |
|
, |
|
| Государственное управление по жилищным вопросам |
|
, |
|
11.45-13.30 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации, Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном Округе, АНО "Стратегическое партнерство "Северо-Запад" |
Система территориального планирования, предусмотренная Градостроительным
кодексом РФ, в настоящее время оказалась недостроенной. В ней имеется федеральный
уровень и уровень субъектов Федерации. Однако в реальной жизни возникает множество
проектов и программ социально-экономического развития, необходимость и возможность
реализации которых выходит за границы одного региона. Больше того, в настоящее время
уже существуют стратегии социально-экономического развития федеральных округов. А по
ГрадКодексу стратегия – верхний уровень планирования, за которым должна следовать
схема территориального планирования. Что такое территориальное планирование на уровне
федерального округа? Это и должен выяснить круглый стол.
|
| Цели, задачи, состав и содержание Схемы территориального планирования федерального округа |
|
, |
|
| Роль и место федеральных округов в создании единой общегосударственной системы стратегического и территориального планирования |
|
, |
|
| Проблемы разработки и согласования схем территориального планирования двух субъектов Федерации (на примере Ленинградской области) |
|
, |
|
| Эколого-ориентированный подход при подготовке документов территориального планирования |
|
, |
|
| Роль и Место Федеральных Округов в Создании Единой Общегосударственной Системы Стратегического и Территориального Планирования |
|
, |
Модератор : , |
|
11.45-13.30 |
| Организаторы : Правительство Республики Татарстан |
В последние годы Республика Татарстан добилась впечатляющих успехов в социально-экономическом развитии, твердо заняв позиции в лидирующей семерке российских регионов. Республике удается активно и эффективно участвовать в конкуренции за привлечение на свою территорию крупных проектов, успешно использовать возможности институтов развития, международных финансовых организаций, участвовать в реализации федеральных программ.
В Республике активно изучается и оперативно внедряется передовой зарубежный опыт, особенно таких стран как Сингапур, Малайзия, Китай, успешно функционирует электронное правительство, привлекаются прямые иностранные инвестиции.
Секретами успеха в подготовке и проведении таких громких событий как Универсиада-2013 и планами по реализации новых мегапроектов «Иннополис», «Смарт-сити» и других готовы поделиться в рамках мастер-класса первые руководители ряда министерств Республики Татарстан.
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| О системе стратегического планирования, созданной в Республике Татарстан |
|
, |
|
| Влияние крупных международных спортивных мероприятий на экономическое развитие региона |
|
, |
|
| ОЭЗ «Алабуга» как эффективный инструмент развития региона |
|
, |
|
| СМАРТ сити Казань – новый международный бизнес-центр России |
|
, |
|
| «Иннополис» – город высоких технологий и инноваций |
|
, |
Модератор : , |
|
11.45-13.30 |
| Организаторы : ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» |
Вопросы развития транспортного каркаса городских агломераций приобрели в последние годы особую актуальность. В этой связи опыт разработки крупнейшего в России проекта Московского транспортного узла (проект завершен летом с.г.) представляет безусловный интерес как для градостроителей, так и для управленцев федерального и регионального уровней как пример успешного сотрудничества Минтранса России и двух
субъектов РФ (Москва и Московская область).
|
| Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта РФ |
|
, |
Модератор : , |
|
| Предложения и рекомендации по планированию сбалансированной хозяйственной деятельности на уникальных морских береговых ландшафтах (косы, пляжи, дюны, лиманы) с учетом природоохранной составляющей на примере ландшафтных объектов российской части Азово-Черноморского побережья |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Решение транспортных проблем – создание условий для потенциального роста экономики региона |
|
, |
|
| Государственная компания «Российские автомобильные дороги» |
|
, |
|
| Агломерационный ресурс Финского залива |
|
, |
|
| Московская область – новые транспортные возможности «Формирование системы транспортного обслуживания» |
|
, |
|
| Измерение потенциалов роста и транспортных эффектов агломераций на основе модели Леонтьева «затраты-выпуск» |
|
, |
|
| Транспортная система Санкт-Петербурга: полицентризм или системный кризис |
|
, |
|
| Основные положения Генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла |
|
, |
|
| Актуализация программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 г. |
|
, |
|
11.45-13.30 |
| Организаторы : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Международная лаборатория теории рынков и пространственной экономики"), МЦСЭИ "Леонтьевский центр", |
Главной задачей круглого стола является изучение зарубежного и российского опыта исследований, моделирования и проектирования развития современных мегаполисов. Предлагается заслушать и обсудить доклады российских и зарубежных коллег о проектах в Париже, Москве, СПб и других крупнейших городах (как России, так и за рубежом). Планируется также рассмотреть опыт реализации крупных транспортных и инфраструктурных проектов, которые могут оказать существенное долгосрочное влияние на социально-экономическое развитие мегаполисов.
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Проект нового Большого Парижа |
|
, |
|
| Социально-экономическое значение проекта |
|
, |
Модератор : , |
|
| Социально-экономическое значение проекта Большого Парижа |
|
, |
|
10.00-14.00 |
| Организаторы : Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Университет прикладных наук Кюменлааксо, Агентство развития региона Котка-Хамина (Курсор), Санкт-Петербургский центр бизнес-контактов «БИЗКОН» |
Развитие биоэнергетики представляет стратегический интерес для регионального развития. Примером тому может служить финский регион Кюменлааксо, включающий 11 самостоятельных муниципальных подразделений (Котка-Хамина, Коувола, Виролахти, Мехикала и др.) Кластер биоэнергетики является ключевым направлением в стратегическом развитии региона. В настоящее время 70% энергии региона производится с помощью возобновляемых источников (биотопливо, гидроэлектростанции, ветряные турбины, ), при этом данный сектор активно растѐт и расширяется: к 2016 году планируется ввести в эксплуатацию 200 новых ветряных турбин и в два раза увеличить количество работников. Муниципалитеты и частные компании Юго-Восточной Финляндии заинтересованы в поиске партнѐров по развитию биоэнергетики, особенно в соседнем регионе Северо-Запада РФ. Именно в этом ключе реализуется совместный проект BLESK по программе ENPI CBC, частью которого является совместное рассмотрение перспектив развития биоэнергетики на базе инноваций на региональном и муниципальном уровнях . Региональные и местные органы власти как в Финляндии, так и в России должны знать и уметь распорядиться имеющимися у них биоресурсами для получения дополнительной энергии , рабочих мест и доходов
Модератор : , |
|
| Кластер Биосаймаа (Biosaimaa): развитие биоугольного производства |
|
, |
|
| Развитие системы муниципального управления и переработки отходов с 1997 года |
|
, |
|
| Стратегия устойчивого развития в регионе Кюменлааксо |
|
, |
|
| Приветственное слово |
|
, |
|
| Проблемы развития биоэнергетики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области |
|
, |
|
| Современные технологии обращения с отходами |
|
, |
|
| Энергетика биогаза и природного газа в Финляндии |
|
, |
|
| Применение микро-керамических турбин в энергетике |
|
, |
|
| Получение энергии из местных отходов – энергостанция в Котке |
|
, |
|
| Проектные решения и оборудование биоэнергетики |
|
, |
|
БЛОК 7 |
14.30-16.15 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации |
Формулирование стратегии пространственного развития России, обоснование будущих решений по пространственной организации территории страны должно происходить на основе сложившейся системы расселения и инфраструктуры с учетом тенденций развития и перераспределения международных рынков, требований геостратегической безопасности, содержательного согласования документов социально-экономического и территориального планирования всех уровней управления. Дискуссии об этом и в целом об актуальных подходах к развитию системы расселения в России посвящен данный круглый стол.
Модератор : , |
|
| Организация пространства и расселение в системе государственного стратегического планирования |
|
, |
Модератор : , |
|
| Связь схемы расселения и схемы размещения производственных сил |
|
, |
|
| Сбалансированное социально-экономическое, пространственное и инновационное развитие России в 21 веке через создание национального пояса наукополисов |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Устранение дисбалансов регионального развития путем комплексного подхода к планированию развития территорий |
|
, |
|
| Возможности разработки комплексной схемы территориального планирования |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| О взаимодействии стратегического и территориального планирования |
|
, |
|
| Методологические основы оценки качества среды сформированной градостроительной деятельностью |
|
, |
|
14.30-16.15 |
| Организаторы : Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Европейская ассоциация зеленых маршрутов |
Зеленые маршруты - это третий круглый стол в рамках ЗЕЛЕНОГО ДНЯ ФОРУМА, центральными темами обсуждения которого станут вопросы развития мобильности и продвижения активного образа жизни, проблемы развития велосипедной инфраструктуры, развитие туристско-рекреационного потенциала Северо-Запада РФ с выявлением перспективных сегментов рынка. На круглом столе будут представлены европейские программы и проекты, российские инициативы, а также подходы к успешному стратегическому позиционированию культурно-познавательного туризма как составной части
местного устойчивого развития в соответствии с европейской методологией GREENWAYS - СЕТИ ЗЕЛЕНЫХ МАРШРУТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (локальных, межрегиональных, международных).
|
| Городская мобильность: веломаршруты в Санкт-Петербурге |
|
, |
Модератор : , |
|
| Проект «Велогород Орхус» |
|
, |
|
| Создание национальных вело сипедных маршрутов: потенциал России( TBC ) |
|
, |
|
| Зеленые маршруты: инструмент устойчивого и доступного туризма |
|
, |
|
| Зеленые тропы Выборга |
|
, |
|
| Горный парк "Рускеала": перспективы и трудности роста |
|
, |
Модератор : , |
|
| Проект по развитию велосипедной инфраструктуры «Велогород Орхус» |
|
, |
|
| Первый национальный велосипедный маршрут Санкт-Петербург – Москва |
|
, |
|
| Зеленые маршруты и велотуризм |
|
, |
|
14.30-16.15 |
| Организаторы : ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Скоростные магистрали" |
Создание высокоскоростных железнодорожных магистралей одобрено руководством страны и поддержано регионами и бизнесом. Работа ведется по трем направлениям Москва-Санкт-Петербург, Москва-Казань-Екатеринбург, Москва – Ростов-на-Дону-Адлер. Вопросы для обсуждения: поддержка проекта со стороны общественных региональных организаций, привлечение инвестиций, подготовка кадров, нормативно-правовое обеспечение проекта, варианты участия бизнеса в реализации проекта.
|
| Высокоскоростные железнодорожные магистрали – связующая нить регионов |
|
, |
|
| Проблемы и методология оценки эффектов от создания сети ВСМ (агломерационные эффекты) |
|
, |
|
| Развитие ВСМ как фактор роста региональной экономики. Положительный опыт создания международного транспортного узла |
|
, |
Модератор : , |
|
| Вступительное слово |
|
, |
|
| Роль и значение ВСМ для развития Республики Татарстан |
|
, |
|
| Развитие высокоскоростного движения – основной вектор модернизации транспортной системы Нижегородской области |
|
, |
|
| Высокоскоростные магистрали как фактор развития науки, инновационных технологий и образования |
|
, |
|
| О роли и значении проектов ВСМ для Свердловской области |
|
, |
|
| Основные принципы размещения и проектирования вокзальных комплексов ВСМ |
|
, |
|
| Высокоскоростные магистрали как фактор развития науки, инновационных технологий и образования |
|
, |
|
| Синхронизация планов строительства ВСМ с реализацией крупных инвестиционных проектов в регионах |
|
, |
|
| Концепция создания сети ВСМ и стратегия интегративного развития региональной транспортной инфраструктуры |
|
, |
|
| Заключительное слово |
|
, |
|
14.30-16.15 |
| Организаторы : Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном Округе, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, АНО Стратегическое партнерство «Северо-Запад». При поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга |
С утверждением в 2009-2011 гг. Стратегии социально-экономического развития
Северо-Западного федерального округа до 2020 г. и Стратегии Европейского союза для
региона Балтийского моря наступил новый этап в развитии всего Балтийского макрорегиона.
В 2013 году благодаря усилиям Министра регионального развития Российской
Федерации И.Н.Слюняева и комиссара Европейской Комиссии по региональной политике
Йоханнеса Хана создана совместная экспертная Рабочая группа Диалога по региональной
политике Россия - ЕС. Одним из важнейших направлений деятельности группы является
согласование позиций и выработка общих подходов к сложению потенциалов Стратегии
СЗФО и Балтийской стратегии ЕС. Данная работа нацелена на формирование единого
стратегического видения Балтийского региона и создания фундамента для дальнейшего
сотрудничества России и ЕС в макрорегионе. Результаты взаимодействия должны заложить
основу для повышения эффективности обоих стратегий, синхронизации предусмотренных
ими мер.
Особенно важным представляется объединение усилий федеральных и региональных
властей, гражданского общества, бизнеса и экспертного сообщества по выделению
«пересечений» обоих стратегий, наиболее перспективных для дальнейшего взаимодействия.
В этой связи, большое значение приобретает работа экспертов, которые могут
выявить слабые места, проанализировать причины успеха и предложить варианты действий
для увеличения эффективности совместных действий в различных сферах сотрудничества.
Для этой цели организуются консультации с привлечением экспертов из общественных и
научных организаций, высших учебных заведений, аналитических центров.
|
| Тезисы выступления |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Итоги Копенгагенской Министерской сессии ХЕЛКОМ (3 октября 2013 г.) |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Baltic Sea Cooperation |
|
, |
|
| Project on Cultural-Historical Connections and Museum Cooperation EU NDPC |
|
, |
|
| Возможности и риски при реализации Стратегии для региона Балтийского моря |
|
, |
Модератор : , |
|
| Тезисы выступления |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Совет государств Балтийского моря |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
14.30-16.15 |
| Организаторы : Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга |
Постоянно воспроизводящаяся дискуссия по поводу соотношения социальноэкономического и пространственного планирования получила новый импульс: в ходе разработки Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, которая проходит в настоящее время, сделан явный акцент на повышение территориальной сбалансированности и анализ городского пространства. Выдвинута концепция формирования в границах города крупных территориально-экономических зон (ТЭЗ) поверх сетки административных районов. Использование ТЭЗ для углубления и конкретизации анализа и планирования с учетом размещения населения и мест приложения труда в тенденции может повысить сбалансированность развития и привлекательность города, сделает более обоснованным заказ блоку градостроительного планирования от блока социально-экономического планирования. Однако споры как по поводу целесообразности введения таких зон и их роли в планировании, так и по поводу границ конкретных ТЭЗ не утихают и внутри команды разработчиков, и в профессиональном сообществе.
|
| |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
БЛОК 8 |
16.30-18.15 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации |
Обширность российских территорий, постоянная необходимость удержания пространства, разнообразие природных условий обусловливает разные типы расселения, что требует особого методологического подхода к формированию системы расселения страны с учетом развития не урбанизированных территории. Неурбанизированные территории России отличаются от аналогичных регионов Европы и Америки низкой плотностью населения и заставляют нас вырабатывать особое отношение и систему мер поддержки их развития. Особенности данных процессов в России предлагается обсудить в рамках круглого стола.
|
| Проблемы неурбанизированных территорий и их решение в территориальном планировании |
|
, |
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Эколого-ориентированные подходы при подготовке схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (на примере Ивановской области) |
|
, |
|
| О путях упрощения системы разработки документов территориального планирования городских и сельских поселений |
|
, |
|
| Движение к самоубийству цивилизации денег и возможность реализации человечной альтернативы |
|
, |
|
| Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий |
|
, |
|
| Постагломеративизм или технохуторская неопериферия |
|
, |
|
| Принципы развития комплексных систем расселения для сохранения суверенитета и территориальной целостности страны |
|
, |
|
16.30-18.15 |
| Организаторы : Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, АНО Стратегическое партнерство «Северо-Запад». При поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга |
2013-2014 год – период подготовки и разработки программ приграничного
сотрудничества России и ЕС на период 2014-2020 гг., в том числе программы «Регион
Балтийского моря».
Организаторы рассматривают данную акцию, как национальные общественные
слушания, в рамках которых российские представители управляющих и программных
органов обще-балтийских организаций, программ и инициатив (программы Регион
Балтийского моря и других программ приграничного сотрудничества России-ЕС, Северного
измерения, СГБМ, Балтийского форума развития, VASAB, Хелком), а также представители
субъектов Российской Федерации, экспертного и бизнес сообщества обменяются
мнениями о состоянии работы по подготовке программ нового периода, о результатах и
перспективах участия России в программах и инициативах сотрудничества с ЕС, ответят на
вопросы участников.
Модератор : , |
|
| Тезисы выступления |
|
, |
|
| |
|
, |
Модератор : , |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Программа региона Балтийского моря 2007-2013 |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Перспективы сотрудничества в рамках программ приграничного сотрудничества «Эстония – Россия и «Латвия – Россия» |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Балтийское море: «Общее море – Общая забота» |
|
, |
|
| Субъективные идеи по некоторым вопросам, которые предлагается учесть при разработке программы ENI |
|
, |
|
16.30-18.15 |
| Организаторы : Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга, Совет Министров Северных стран, Центр независимых социологических исследований |
Круглый стол проходит при поддержке Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга в рамках проекта Совета министров Северных стран «САГА о городе. Трансформация общественных пространств», который ставит своей целью, используя опыт Северных стран, по-новому взглянуть на организацию общественных пространств Петербурга и смоделировать новые, креативные, современные пространства, удобные и привлекательные для жителей. Уникальность проекта для Санкт-Петербурга заключается в том, что он объединяет как российский, так и международный опыт, а также различные профессиональные подходы и перспективы.
Модератор : , |
Модератор : , |
Модератор : , |
|
| Вызов XXI века: города для людей |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Город удобный для жизни. Развитие Петербурга через создание общественных пространств |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| |
|
, |
|
| Общественные пространства и бренд города: перспективы |
|
, |
|
| От микрорайона к кварталу. Базовые принципы формирования городской квартальной планировки и застройки |
|
, |
|
| Создание умных и «зеленых» общественных пространств |
|
, |
|
18.15-18.45 |
| |
|
|
|